ЮСТ УКРАИНА

english version
українська версія
карта сайта
обратная связь
О ФИРМЕ УСЛУГИ ПАРТНЕРЫ ЮРИСТЫ КЛИЕНТЫ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ ВАКАНСИИ
Основана в 2006 году

Офис в г. Киеве:
Украина, 01004 г. Киев,
ул. Красноармейская, д. 9/2, офис 7
Тел.: + 38 (044) 492 0504
Тел./факс: + 38 (044) 289 3148

Офис в г. Донецке:
Украина, 83015 г. Донецк,
пр-т Мира, д. 15, офис 33
Тел.: + 38 (062) 343 4084
Тел./факс: +38 (062) 343 4083

 
Публикации
Раскрытие информации акционерным обществом:
АО как на ладони


В своих статьях мы не раз акцентировали внимание на то обстоятельство, что новый Закон Украины 17.09.08 г. № 514-VI «Об акционерных обществах» (далее - Закон об АО) устанавливает принципы корпоративного управления, характерные для стран с традиционной рыночной экономикой. Наиболее наглядно государство продемонстрировало участникам рынка политическую волю развивать фондовый рынок, привлекая как институциональных, так и частных инвесторов на примере правового регулирования вопросов, связанных с раскрытием информации акционерными обществами (далее - АО). А в сочетании с изменениями в действующее законодательство, внесенными Законом Украины от 25.12.08 г. № 801-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно ответственности за правонарушения на рынке ценных бумаг» (далее – Закон № 801)*, ужесточающими ответственность эмитентов за нарушения порядка раскрытия информации, новые правила игры окончательно убедили нас в том, что эта политическая воля подкреплена конкретными решениями.

Раскрытие информации об АО всегда имело 2 аспекта. Во-первых, доступ к информации должны иметь акционеры АО, которые вправе обращаться к обществу с соответствующим запросом. А во-вторых, АО обязано публиковать регулярную и особую информацию о своей деятельности в порядке, предусмотренном законодательством.

До вступления в силу Закона об АО вопросы, связанные с предоставлением акционеру информации об АО, были урегулированы пп. «г» ст. 10 Закона Украины от 19.09.91 г. № 1576-XII «О хозяйственных обществах». В соответствии со старыми правилами по требованию акционера общество обязано предоставлять ему для ознакомления годовые балансы, отчеты общества о его деятельности, протоколы собрания акционеров.

Согласно разъяснению ГКЦБФР от 29.10.02 г. № 5 «О порядке применения пункта «г» статьи 10 Закона Украины “О хозяйственных обществах”», акционеры при ознакомлении с документами о деятельности общества в соответствии со ст. 35 Закона Украины от 02.10.92 г. № 2657-XII «Об информации» имели право делать выписки из предоставленных им для ознакомления документов, фотографировать их, записывать текст на магнитную пленку и т.п.

Как видим, согласно старым правилам:

а) акционеры могли лишь знакомиться с документами общества и самостоятельно делать из них выписки; и

б) перечень документов, которые предоставлялись акционеру, был очень небольшой, а получить какую-либо дополнительную информацию было крайне сложно.

Показательной в данном случае является действующая судебная практика.

Так, в своем решении от 14.12.05 г. ВСУ указал: «...учитывая то, что действующим специальным законодательством и уставом ОАО четко определен перечень документов общества, которые могут быть предоставлены его акционеру для ознакомления с целью реализации предусмотренных законом прав, суд не имел законных оснований обязывать ОАО предоставить истице в письменном виде (в виде ксерокопий) документы о деятельности общества, что является незаконным вмешательством в его внутреннюю хозяйственную деятельность...».

Права акционера на информацию

в соответствии с Законом об АО

Возможность акционера получать информацию об АО расширена Законом об АО беспрецедентно!В части первой ст. 77 данного Закона приведен перечень документов, к которым АО обязано обеспечить доступ каждого акционера. Это:

1) устав общества, изменения в устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации общества;

2) положение об общих собраниях, наблюдательном совете, исполнительном органе и ревизионной комиссии, прочие внутренние документы и изменения в них;

3) положение о каждом филиале и каждом представительстве общества;

4) документы, которые подтверждают права общества на имущество;

5) принципы (кодекс) корпоративного управления общества;

6) протоколы общего собрания;

7) материалы, с которыми акционеры имеют (имели) возможность ознакомиться во время подготовки к общему собранию;

8) протоколы заседаний наблюдательного совета и коллегиального исполнительного органа, приказыи распоряжения председателя коллегиального и единоличного исполнительного органа;

9) протоколы заседаний ревизионной комиссии, решения ревизора общества;

10) заключения ревизионной комиссии (ревизора) и аудитора общества;

11) годовая финансовая отчетность;

12) документы бухгалтерского учета;

13) документы отчетности, которые подаются соответствующим государственным органам;

14) проспект эмиссии, свидетельство о государственной регистрации выпуска акций и других ценных бумаг общества;

15) перечень аффилированных лиц общества с указанием количества, типа и/или класса принадлежащих им акций;

16) особая информация об обществе согласно требованиям законодательства;

17) прочие документы, предусмотренные законодательством, уставом общества, его внутренними положениями, решениями общего собрания, наблюдательного совета, исполнительного органа.

Приведенный список просто ошеломляет! Деятельность АО теперь будет не просто как на ладони…

Урегулирован и порядокдоступа акционеровк указанной информации о деятельности АО. Так, для этого акционеру необходимо направить письменное требование в адрес общества, после чего, в течение 10 дней с момента поступления такого письменного требования корпоративный секретарь, а в случае его отсутствия - исполнительный орган АО, обязан предоставить акционеру заверенные копии документов, которые указаны выше, за исключением документов бухгалтерского учета. За предоставление копий документов общество может устанавливать плату, размер которой не может превышать стоимости расходов на их изготовление, и расходов, связанныхс пересылкой документов по почте. Также хотелось бы указать, что акционеры могут не только получить указанные в ст. 77 Закона об АО документы, но и ознакомиться с ними в помещении общества по его местонахождению в рабочее время, при условии уведомления исполнительного органа АО не позднее чем за два рабочих дня.

Закон об АО не просто гарантирует предоставление информации акционерам, но и определяет лиц, ответственных за такое предоставление. Ими являются либо корпоративный секретарь общества, либо (при его отсутствии) исполнительный орган АО. Поэтому в обществе со значительным количеством акционеров наличие должности корпоративного секретаря является жизненно необходимым.

Введение Законом об АО указанной должности – это важный шаг в развитии корпоративной культуры украинских АО, особенно, в свете изменений, которые претерпело законодательство об ответственности на фондовом рынке. Так, Законом № 801 были внесены изменения в Закон Украины от 30.10.96 г. № 448/96-ВР «О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине» (далее – Закон о госрегулировании рынка ЦБ), в частности, ст. 11 данного Закона была изложена в новой редакции, согласно которой Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (далее – ГКЦБФР) применяет к юридическим лицам финансовые санкции, в частности, за непредоставление инвестору в ценные бумаги (в том числе акционеру) на его письменный запрос информации о деятельности эмитента в пределах, предусмотренных законом, или предоставление ему недостоверной информации, - в размере до 1000 необлагаемых минимумов доходов граждан (далее – нмдг).

Кроме того, следует отметить, что также были внесены изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях (далее – КУоАП), в частности, его нормы дополнены ст. 1635 следующего содержания: «Непредоставление должностным лицом эмитента инвестору в ценные бумаги (в том числе акционеру) на его письменный запрос информации о деятельности эмитента в пределах, предусмотренных законом, или предоставление ему недостоверной информации влечет за собой наложение штрафа от 200 до 500 необлагаемых минимумов доходов граждан».

При этом Уголовный кодекс Украины был дополнен ст. 2322, согласно которой непредоставление должностным лицом эмитента инвестору в ценные бумаги (в том числе акционеру) на его письменный запрос информации о деятельности эмитента в пределах, предусмотренных законом, или предоставление ему недостоверной информации, если это причинило инвестору в ценные бумаги (в том числе акционеру) материальный ущерб в значительном размере, влечет за собой наложение штрафа от 500 до 1000 нмдг или ограничение свободы на срок до двух лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

В контексте вопроса об ответственности хотелось бы привести пример из судебной практики Российской Федерации. Напомним, что Закон об акционерных обществах РФ действует давно, равно как и принципы транспарентности* при раскрытии информации по требованию акционера.

Приводим эту практику по той причине, что идеологически концепции судебной системы Украины и Российской Федерации достаточно близки, и, возможно, опыт наших северных коллег будет адаптирован в украинские реалии. Так, в постановлении Федерального Арбитражного Суда Северо-Западного округа от 24.02.04 г. по делу № А 21-5465/03-С2 при рассмотрении кассационной жалобы было указано, что «...в соответствии с пунктом 2 статьи 91 Федерального Закона «Об акционерных обществах» суд обоснованно удовлетворил требования истца в части предоставления ему копий устава общества... ежеквартальных отчетов эмитента и иных документов, содержащих информацию, подлежащую опубликованию или раскрытию иным способом. Кассационная инстанция не может согласиться с доводом подателя жалобы в том, что суд первой инстанции не исследовал вопрос о наличии или отсутствии у ответчика документов, требование в предоставлении копий которых заявлено истцом. В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений. Таким образом, ответчик должен был доказать невозможность предоставления им истцу документов, хранить которые он обязан в силу пункта 1 статьи 89 Федерального закона «Об акционерных обществах…».

Каков же вывод?

Вывод следующий: независимо от ранее установленных законодательством сроков хранения документов, иных обстоятельств, документы, которые АО обязано предоставлять акционеру по его требованию, должны храниться обществом. При этом АО обязано обеспечивать доступ акционеровк указанным документам или же доказывать в суде, что предоставление документов, наличие которыхв силу законодательства об АО является обязательным, невозможно по объективным причинам.

Обращаем внимание на то, что публичное АО обязано иметь собственную веб-страницу в сети Интернет, на которой размещается информация, подлежащая опубликованию в соответствии с законодательством, а также информация, определенная пп. 1 - 3, 5, 6, 10, 11, 13 - 16 части первой ст. 77 Закона об АО. Напомним, что согласно п. 8 Положения о раскрытии информации эмитентами ценных бумаг, утвержденного решением ГКЦБФР от 19.12.06 г. № 1591 (далее - Положение), эмитент при обнародовании информации на странице в сети Интернет обеспечивает свободный доступ к такой информации, а также сообщает по требованию заинтересованных лиц адреса страницв сети Интернет, на которых она обнародована.

Регулярная и особая информация:

новости

Самое интересное, на наш взгляд, нововведение относительно раскрытия обществом регулярной информации на фондовом рынке совершенно неожиданно разместилось в Заключительных и переходных положениях Закона об АО.

ВНИМАНИЕ! Согласно нормам пп. 5 п. 3 Раздела XVII Заключительные и переходные положения Закона об АО абзац 1 ч. 6 ст. 40 Закона Украины от 23.02.06 г. № 3480-IV «О ценных бумагах и фондовом рынке» (Ведомости Верховной Рады Украины, 2006 г., № 31, ст. 268) дополнен предложением следующего содержания «Публичные акционерные общества дополнительно раскрывают информацию о своей деятельности на основании международных стандартов бухгалтерского учета (МСБУ) в порядке, установленном Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку».

Следовательно, как только АО приведут свои уставные документы в соответствие с новым Законом об АО и, выбрав организационно-правовую форму - публичное АО, они будут обязаны дополнительно к имеющимся формам регулярной отчетности публиковать информацию, подготовленную согласно требованиям МСБУ. Остается только подождать, когда ГКЦБФР утвердит порядок раскрытия регулярной информации по международным стандартам, поскольку пока такого положения не существует.

В вопросах, касающихся раскрытия обществом регулярной и особой информации, Закон об АО не привнес каких-либо кардинальных новшеств.

В тоже время, принимая Закон № 801, законодатель внес изменения в ст. 11 Закона о госрегулировании рынка ЦБ. Среди прочего, данную статью дополнили пп. 5 - 7, согласно которым ГКЦБФР применяет к юридическим лицам финансовые санкции за:

- неопубликование, опубликование не в полном объеме информации и/или опубликование недостоверной информации - в размере до 1000 нмдг. За те же действия, совершенные повторно в течение года, - в размере от 1000 до 5000 нмдг;

- неразмещение, размещение не в полном объеме информации и/или размещение недостоверной информации в общедоступной информационной базе данных ГКЦБФР о рынке ценных бумаг - в размере до 1000 нмдг. За те же действия, совершенные повторно в течение года, - в размере от 1000 до 5000 нмдг;

- непредоставление, предоставление не в полном объеме информации и/или предоставление недостоверной информации ГКЦБФР - в размере до 1000 нмдг. За те же действия, совершенные повторно в течение года, - в размере от 1000 до 5000 нмдг.

Кроме этого, были внесены изменения в КУоАП,а именно, указанный Кодекс был дополнен ст. 16311, которая предусматривает ответственность за:

- несвоевременное раскрытие информации на фондовом рынке, совершенное должностным лицом эмитента или профессионального участника фондового рынка;

- нераскрытие информации на фондовом рынке, совершенное должностным лицом эмитента или профессионального участника фондового рынка;

- раскрытие на фондовом рынке информации не в полном объеме или раскрытие недостоверной информации, совершенное должностным лицом эмитента или профессионального участника фондового рынка.

Итак, после вступления в силу Закона об АО для участников рынка стартует новая эра, ознаменованная целым рядом новшеств в области раскрытия информации, как регулярной и особой, так и информации, предоставляемой по запросам акционеров. Наиболее значительным прорывом, который неоднозначно оценивают руководители юридических департаментов многих АО, является изменение порядка доступа акционеров к информации и документам АО,а также требования к объему документов, хранение и предоставление которых по запросу акционеров является обязательным.

Еще одной проблемой всех АО станет ужесточение санкций за нарушение порядка раскрытия информации, в частности, введение уголовной и административной ответственности должностных лиц за нарушение требований о раскрытии информации и предоставление информации по запросу акционера.

Третьей проблемой станет обязанность публичных АО раскрывать свою регулярную информацию в соответствии МСБУ (необходимость ведения теперь уже тройного учета: налогового, бухгалтерского по украинским и бухгалтерского по международным стандартам), что станет фактором дополнительной рабочей нагрузки на соответствующие подразделения эмитентов. Нам остается лишь констатировать, что еще до утверждения ГКЦБФР порядка раскрытия информации в соответствии с МСБУ публичным АО стоит задуматься над поиском аудиторов, компетентных подтверждать своими заключениями данные бухгалтерской отчетности, подготовленной по международным стандартам, а также подыскивать или обучать специалистов, способных адаптировать данные бухгалтерского учета под формы, им соответствующие.

Вместо заключения отметим, что нельзя не поприветствовать вполне объективное желание законодателя привести правовое регулирование деятельности АО, в том числе в сфере раскрытия информации об АО, в соответствие с тенденциями, существующими в мировой практике. При этом придется все-таки учитывать украинский менталитет, устоявшуюся практику ведения документооборота и бухгалтерского учета предприятиями, в том числе АО, а самое главное, - особенности адаптации украинцев к любым нововведениям.

Юлия Курило
адвокат
партнер ЮФ «ЮСТ Украина»

* Обзор изменений в действующее законодательство, внесенных указанным Законом, см. в газете «АБ» № 4 (214), февраль 2009 г., с. 32 «Правонарушения на рынке ценных бумаг: ответственность».




вернуться к списку