ЮСТ УКРАИНА

english version
українська версія
карта сайта
обратная связь
О ФИРМЕ УСЛУГИ ПАРТНЕРЫ ЮРИСТЫ КЛИЕНТЫ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ ВАКАНСИИ
Основана в 2006 году

Офис в г. Киеве:
Украина, 01004 г. Киев,
ул. Красноармейская, д. 9/2, офис 7
Тел.: + 38 (044) 492 0504
Тел./факс: + 38 (044) 289 3148

Офис в г. Донецке:
Украина, 83015 г. Донецк,
пр-т Мира, д. 15, офис 33
Тел.: + 38 (062) 343 4084
Тел./факс: +38 (062) 343 4083

 
Публикации
Проблемы правового регулирования защиты прав на символику партии

Учитывая многогранность политической жизни украинского общества, вопросы эффективной защиты прав различных субъектов избирательного процесса стают достаточно актуальными.

Юристы нашей Компании столкнулись с тем, что в настоящее время в Украине должным образом не урегулированы правоотношения, связанные с защитой прав на символику политической партии.

Ситуация заключалась в том, что конкурирующая партия использовала партийную символику другой партии в антирекламе, где эта символика сопровождалась негативными комментариями и ассоциациями, которые подрывали авторитет партии и наносили ущерб её репутации.

При разработке правовой позиции защиты нарушенных прав выяснилось, что действующее законодательство не устанавливает четкого механизма защиты символики партии от ее неправомерного использования, и вообще не содержит прямого запрета на использование партийной символики третьими лицами.

Вопросы использования символики партии регулируются Законом Украины «О политических партиях в Украине». Согласно ст. 9 указанного Закона название политической партии, ее символика не должны совпадать с названием или символикой другой (зарегистрированной) политической партии. Запрещается буквальное воссоздание в символике политической партии государственных символов Украины, использование символов иностранных государств. Политическая партия может иметь партийную символику, к которой принадлежат партийный гимн, флаг, опознавательный знак, девиз. Символика политической партии подлежит государственной регистрации Министерством юстиции Украины в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Фактически указанная норма лишь предоставляет политической партии право на использование зарегистрированной Минюстом символики, но в то же время в законе не описаны механизмы ее правовой защиты. Эмблема партии, несомненно, имеет немаловажное значение для восприятия гражданами ее деятельности. Представляется, что для возможности эффективной защиты правообладатель должен иметь четко определенные правомочия, например, аналогичные правовой защите прав на знаки для товаров и услуг, адаптированные относительно специфики деятельности политической партии.

Указанные пробелы в законодательстве характерны не только для Украины, но и для других стран постсоветского пространства. Так, сравнительный анализ законодательства России и Казахстана показал, что регулирование указанных отношений очень схоже.

Действующее законодательство Украины прямо не устанавливает, является ли нарушением использование партийной символики иными лицами, также не предусмотрено какие действия по отношению к партийной символике являются незаконным использованием и какая ответственность наступает за подобные действия.

В связи с отсутствием должного законодательного регулирования, на практике используются различные способы правовой защиты. Рассмотрим наиболее распространенные из них.

1. Подача иска о защите деловой репутации

В случае выявления противоправного использования собственной эмблемы политическая партия может обратиться с иском в суд о защите деловой репутации. Однако в результате рассмотрения данного иска могут быть возобновлены нарушенные неимущественные права юридического лица, однако символика партии как таковая должной правовой защиты не получит.

Для получения представления о перспективных способах правовой защиты, рассмотрим какими правомочиями обладают собственники знаков для товаров и услуг.

Так, согласно ч. 5 ст. 16 Закона Украины «О защите прав на знаки для товаров и услуг», свидетельство о праве на знак для товаров и услуг, предоставляет его собственнику исключительное право запрещать другим лицам использовать без его согласия, если иное не предусмотрено этим Законом:

зарегистрированный знак относительно предусмотренных в свидетельстве товаров и услуг;

зарегистрированный знак относительно товаров и услуг, родственных с предусмотренными в свидетельстве, если в результате такого использования можно ввести в заблуждение относительно лица, которое производит товары или предоставляет услуги;

обозначение, похожее на зарегистрированный знак, относительно предусмотренных в свидетельстве товаров и услуг, если в результате такого использования эти обозначения и знак можно перепутать;

обозначение, похожее на зарегистрированный знак, относительно товаров и услуг, родственных с предусмотренными в свидетельстве, если в результате такого использования можно ввести в заблуждение относительно лица, которое производит товары или предоставляет услуги, или эти обозначения и знак можно перепутать.

Согласно со ст. 20 Закона Украины «О защите прав на знаки для товаров и услуг»,  какое-либо посягательство на права собственника свидетельства, предусмотренное статьей 16 этого Закона, в том числе совершение без согласия собственника  свидетельства действий, которые нуждаются в его согласии, и подготовка к совершению таких действий, считается нарушением прав собственника свидетельства, что влечет за собой ответственность согласно действующему законодательству Украины. По требованию собственника свидетельства такое нарушение должно быть прекращено, а нарушитель обязан возместить собственнику свидетельства причиненные убытки. В контексте ответственности за незаконное использование торговых знаков весьма убедительно выглядит и ст. 229 УК Украины.

2. Регистрация авторских прав

И наконец, наиболее распространенной является практика регистрации авторских прав на  партийные эмблемы, которые рассматриваются в качестве произведения. При этом предполагается, что эмблема партии является результатом творческой работы определённого лица и подлежит охране согласно законодательству об авторском праве.

Такое вариант защиты имеет право на существование, поскольку согласно п.4 ст. 438 ГК Украины к личным неимущественным правам автора относиться и право на неприкосновенность произведения.

Согласно п.2 ч.1 ст. 440 ГК Украины и  п. б) ч.1 ст. 15 Закона Украины "Об авторском праве и смежных правах" автору произведения принадлежит исключительное право разрешать использование произведения.

Обеспечение неприкосновенности произведения осуществляется на основании  ч.1 ст. 439 ГК Украины и п.4 ч.1 ст. 14 Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», а именно: автор имеет право противодействовать любому искажению или другому изменению произведения или любому другому посягательству на произведение, которое может нанести ущерб чести и репутации автора, а также сопровождению произведения без его согласия иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и т.п.

Согласно ч.3 ст. 442 ЦК Украины никто не имеет права опубликовать произведение без согласия автора.

Таким образом, в случае регистрации авторских прав на эмблему партии, автор (как правило, один из основателей партии) будет иметь право запрещать использование не самой эмблемы партии, а его произведения.

Проблематичность указанного способа состоит в том, что регистрация авторского права не является безоговорочным подтверждением факта авторства.

3. Внесение определенных положений в устав партии о защите символики

Некоторые политические партии, желая определенным образом урегулировать правовой статус символики партии, вносят соответствующие положения о порядке использования символики партии в свой устав. Однако, и данный способ защиты партийной символики не достаточно эффективен, поскольку устав партии является обязательным только для членов партии и не может содержать обязательные указания для третьих лиц.

Проанализировав все существующие способы защиты партийной символики можно сделать вывод о том, что ни один из вышеперечисленных способов не гарантирует правовую защиту символику партии.

В контексте рассматриваемого вопроса, отдельно хотелось бы обратить внимание ещё на один пробел законодательства. Как уже было указано, ст. 9 Закона Украины «О политических партиях в Украине» устанавливает право использования партийной символики, при этом для ее регистрации необходимо лишь решение органа управления партии об утверждении символики. Законодательство указывает, что символика не должна быть такой же, как у других партий, или содержать государственные символы Украины или других государств. 

Согласно п. 11 Порядка государственной регистрации символики политической партии, который утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13 июля 2001 г. N 840, в государственной регистрации символики политической партии может быть отказано, если она:

совпадает (тождественна или похожа) с названием или партийной символикой другой зарегистрированной политической партии;

буквально воспроизводит государственные символы Украины;

использует символы иностранных государств;

по своему содержанию противоречит государственным интересам, принципам гуманности и морали;

содержит фамилии, имена, псевдонимы, портреты, факсимиле отдельных личностей без их согласия;

воспроизводит религиозные символы. 

Однако, положения о том, что партийная символика не должна нарушать законодательство об интеллектуальной собственности и авторском праве в указанных нормативных документах отсутствуют.

Для сравнения, согласно ч.3 ст. 7 Закон РФ «О политических партиях» символика политической партии должна соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Таким образом, подобное утверждение абсолютно не лишено смысла и когда-нибудь должно найти отражение в соответствующих нормах украинского законодательства.

Таким образом, не смотря на то, что именно политические партии с приходом в парламент в силах изменить ситуацию законодательного регулирования защиты прав на эмблему партии, руки по-прежнему к этому вопросу не доходят. Возможно, и не случайно, ведь в политической игре вряд ли можно искренне назвать какую-либо партию пострадавшей, а использованием «черных» политтехнологий не гнушаются, в том числе, и представители так называемой политической элиты.




вернуться к списку