ЮСТ УКРАИНА

english version
українська версія
карта сайта
обратная связь
О ФИРМЕ УСЛУГИ ПАРТНЕРЫ ЮРИСТЫ КЛИЕНТЫ НОВОСТИ ПУБЛИКАЦИИ ВАКАНСИИ
Основана в 2006 году

Офис в г. Киеве:
Украина, 01004 г. Киев,
ул. Красноармейская, д. 9/2, офис 7
Тел.: + 38 (044) 492 0504
Тел./факс: + 38 (044) 289 3148

 
Публикации
Миссия невыполнима

В соответствии со статьей 3 Конституции Украины, человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью. Статьей 55 Конституции Украины закреплено право каждого человека на защиту, а в соответствии со статьей 59, для обеспечения права на защиту в Украине действует адвокатура. Таким образом, основной закон нашей страны закрепил, что основной социальной миссией адвокатуры, главной ее задачей, является защита прав и свобод наивысшей ценности в государстве - каждого человека.

Бесспорно, институт адвокатуры не просто важен для демократического государства, каким хочет видеть себя Украина, он необходим и имеет особое значение, поскольку существование эффективной защиты прав человека определяет статус государства в мировом сообществе.

Последние годы в прессе, на различных юридических конференциях и форумах, в Интернете активно обсуждается вопросы, связанные с проблемами адвокатуры в Украине, среди таких проблем – вопросы, связанные с реформированием адвокатуры, социальной защитой адвокатов, этических и моральных принципов деятельности адвокатуры и т.д. Поскольку Украина практически постоянно находиться в процессе судебной реформы, обсуждение указанных вопросов и проблем должно благотворно повлиять на развитие института адвокатуры Украины, однако, не меньшее значение имеет обсуждение и решение проблем, с которыми каждый практикующий адвокат, выполняя важную социальную миссию, сталкивается каждый день при посещении судов и правоохранительных органов.

В соответствии со статьей 1 Закона Украины «Об адвокатуре», адвокатура Украины является добровольным профессиональным общественным объединением, призванным согласно с Конституцией Украины способствовать защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, оказывать им другую юридическую помощь. Как известно, непосредственная работа адвоката связана с представлением интересов клиента в судах, правоохранительных органах и в других учреждениях, организациях, предприятиях различных форм собственности, это означает, что, выполняя поручения клиентов, представляя их интересы, адвокату практически ежедневно приходиться общаться с работниками указанных инстанций. К сожаленью, на данном этапе развития адвокатуры Украины, роль адвоката недооценена, некоторые работники судов и правоохранительных органов не понимают значение статуса адвоката, в связи с чем, адвокат сталкивается с множеством проблем, которые на первый взгляд кажутся незначительными, однако существенно мешают адвокатам эффективно и профессионально выполнять возложенную на них миссию.

Может показаться абсурдным и маловероятным, но большую часть времени адвокату приходиться тратить не на написания исковых заявлений, не на составление и анализ договоров, не на консультации, не на участие в судебных процессах, то есть не на свою непосредственную работу, а на ожидание судебных процессов и «войну» с работниками судов, правоохранительных органов и иных учреждений. Да, именно «войну», поскольку как еще можно охарактеризовать непрофессиональное, неорганизованное, безучастное, грубое, нервное отношение должностных лиц многих судов к адвокатам, не говоря уже о людях, которые в силу материального положения вынуждены самостоятельно представлять свои интересы. Казалось бы, суды например, как и адвокат, преследуют одну цель – защитить права и свободы человека, восстановить справедливость, но при непосредственном общении с работниками судов разных инстанций, складывается такое впечатление, что они работают не для людей, а против них.

Так, например, ожидание судебного заседания в течении 30 минут или часа, адвокат воспринимает, как подарок судьбы, поскольку ожидание судебного процесса в течении нескольких часов, а то и целый день, это уже обыденная ситуация. А еще вероятны случаи, когда ожидания судебных процессов, не смотря на то, что адвокат несколько раз предупреждал секретаря о своей явке, заканчиваются тем, что после пары – тройки часов, проведенных в коридоре суда, адвокат вдруг совершенно случайно узнает, что дело уже давно послушали без него, поскольку его просто не заметили, забыли пригласить, а может, приглашать просто не хотели.

Невероятно, но факт, отправленные по почте исковые заявления в судах общей юрисдикции могут искать, распределять, назначать к слушанью месяцами, не смотря на то, что в соответствии с частью 3 статьи 122 Гражданского процессуального кодекса Украины, вопрос об открытии производства по делу или об отказе в открытии производства по делу, судья решает не позже десяти дней со дня поступления заявления в суд.

Статьей 296 Гражданского процессуального кодекса Украины, предусмотрено, что поступившая через суд первой инстанции апелляционная жалоба вместе с делом, после получения всех апелляционных жалоб в деле от лиц, которые подали заявления об апелляционном обжаловании, или через три дня после окончании срока на подачу апелляционной жалобы, пересылается в апелляционный суд. Однако должностные лица некоторых судов, наверное, считают, что для них закон не писан, и что факт отправки документов в апелляционный суд неделей позже или неделей раньше никакого значения не имеет. Такие люди не задумываются о том, какую роль играет то или иное дело в судьбе сторон, они не задумываются о том, что по меньше мере, от скорости разрешения спора может зависеть судьба ребенка или материальное положение какого-либо предприятия, которому нечем платить работникам заработную плату.

Телефоны в судах общей юрисдикции и правоохранительных органах, скорее всего, существуют только лишь для личных нужд работников. Выяснять такие мелкие, но имеющие значение вопросы, как поступление иска, его распределение к судье, дата слушанья дела, возврат дела с экспертизы, срок ответа на запрос, а также вопросы, связанные с возможностью ознакомления с материалами дела по поданному заявлению или получения копии решения суда, по телефону практически невозможно. Звонки в суды – хороший способ тренировки терпения и выдержки, т.к., во-первых, трубки поднимают не все и не сразу, во-вторых, если и поднимут, могут просто молчать, как будто звоните в разведку, а могут просто положить трубку рядом, наивно полагая, что звук клавиатуры или личные разговоры секретарш – это то, что интересует адвоката. Таким образом, дозвониться в суд или иные органы и услышать в трубке чей то голос, это уже 50% успеха. Однако на этом расслабляться нельзя, так как вариантов издевательства над человеком, посмевшим побеспокоить, например, секретаря по гражданским делам, множество. Вместо того, что бы сказать то, что интересует адвоката, будут грубить, объяснять неправоту, рассказывать о своих должностных обязанностях и т.д. Зачастую это происходит потому что, процесс обработки поступившей корреспонденции не налажен, процесс организации труда и распределения обязанностей между работниками не отработан, и некоторым особам просто лень открыть документы, которые лежат на столе.

В связи с тем, что какую-либо информацию по телефону суды и иные органы сообщают в исключительных случаях, а повестки, ответы на запросы, решения, постановления и иное отправляются по почте с опозданием или вообще не отправляются, для получения документов или для выяснения какой-либо информации приходиться ехать в указанные инстанции. Приезд не означает, что обязательно уйдете с информацией или документами, ради которых приехали. Очень важно правильно сориентироваться и найти человека – работника, который компетентен помочь, однако на его поиски может уйти неопределенное количество времени, так как может оказаться, что именно тот, кто нужен, по версиям иных работников, может быть одновременно в заседании, в отпуске, на обеде уже в не обеденное время, уволен, на сессии – вариантов может быть много. Другие работники естественно помочь не смогут, так как это не их компетенция. Если посчастливилось столкнуться с нужным работником в коридоре, отпускать его нельзя ни в коем случае, необходимо сделать над собой усилие и проявить небывалую настойчивость, иначе уйдешь ни с чем. В первый приезд необходимая информация еще может быть неизвестна, а документы не готовы, поэтому, чтобы добиться своего, придется приезжать еще раз.

Самое интересное в работе адвоката – это участие в судебных процессах, поскольку в них адвокат может блеснуть знаниями, показать ораторские способности, а главное – отстоять права и законные интересы клиента. Процедура судебного процесса четко урегулирована и закреплена на законодательном уровне в Хозяйственном процессуальном кодексе Украины, Кодексе административного судопроизводства Украины и других. Соблюдение судом процедуры судебного процесса крайне важно, так как в ходе судебного разбирательства стороны предоставляют доказательства, на которые ссылаются, приводят доводы в подтверждение своей правоты, обосновывают требования или возражения, то есть непосредственно в судебном процессе происходит поиск истины, а судья приходит к какому-либо решению. Однако при участии в некоторых процессах, может сложиться впечатление, что судья далек от понимания процедуры судебного разбирательства. Бывают случаи, когда предварительные судебные заседания проводятся секретарями судей в коридорах здания суда, поскольку у судьи просто нет свободного времени для выполнения возложенных на него законом обязанностей. Также случается, что судебные заседания ограничиваются лишь ответами на интересующие судью вопросы. Отдельная категория судей вообще воспринимает судебный процесс – как театр одного актера, где судья – главное действующее лицо, а все остальные – зрители, в этом случае, как правило, судебный процесс не ведется в принципе. Последний пример – самый сложный в психологическом плане, поскольку все внимание должно быть направлено непосредственно на судью, которая в течении, как минимум, часа, высказывает свое мнение о сторонах процесса, дает им характеристику, оценивает качество написания иска, рассказывает о подобных делах и результатах их исхода, посвящает в свою личную жизнь и тому подобное, в зависимости от настроения. Все замечания в адрес суда по поводу своеобразного способа проведения судебного заседания воспринимаются как личное оскорбление, и ни к какому результату не приводят. Самое правильное поведение в такой ситуации – это просто молчание, а в случае неудовлетворительного решения суда – обжалование в вышестоящую инстанцию.

Таким образом, что бы эффективно выполнять свою непосредственную работу, и иметь на это хоть немного времени, адвокат должен быть мобильным, и иметь, как минимум, безлимитный телефон, автомобиль, колоссальную выдержку и терпение. Иначе вследствие использования общественного транспорта для бесконечных поездок, свободного времени для выполнения своих обязанностей просто не останется, все заработанные средства будут уходить на оплату телефонных «войн» с различными инстанциями, а нервная система даст сбой.

Не все так плохо, как может показаться после прочтения вышеизложенного. Приведенные факты основаны на субъективном восприятии, а также отражают ситуацию не во всех судебных инстанциях и органах. Во-первых, во многих учреждения должностные обязанности выполняют профессионалы, с которыми приятно работать. Во-вторых, не исключена возможность существования невоспитанных и необразованных адвокатов, которые своим поведением позорят профессию адвоката.

Для устранения проблем, с которыми адвокат сталкивается при выполнении своей правозащитной миссии, необходимы изменения, как в рамках общегосударственной судебной, экономической, образовательной реформ, так и непосредственно на местах – в каждой конкретной инстанции. В процессе судебной реформы необходимо на законодательном уровне ввести в состав судов и иных органов должности, на которые будут возложены обязанности по связям с общественностью. Также, с учетом принципа гласности судебного процесса, в зданиях судов, необходимо установить специальные информационные системы (в некоторых хозяйственных судах Украины уже установлены), с помощью которых каждый человек, не обращаясь к каким-либо работникам, по системе может получить необходимую информацию о принятии иска к производству, номере дела, дате назначения к слушанью, фамилии судьи и т.д. В рамках экономической реформы, необходимо увеличение финансирования судов с целью возможности расширения судами штата работников и введения новых должностей. Образовательная реформа должна ввести в обязательную программу обучения в школах такие предметы, как, например, деловой этикет, моральные принципы поведения на работе и тому подобное. В каждом конкретном органе или инстанции в силах руководителя улучшить работу аппарата, сделать ее более эффективной, среди методов воздействия – установление дисциплины в трудовом коллективе, ужесточение требований к кандидатам на работу не только по профессиональным качествам, но и установление определенных требований к культуре поведения, четкое распределение обязанностей между работниками.

Очень хочется надеяться, что, прочитав вышеизложенное и узнав в некоторых ситуациях себя самого, некоторые должностные лица изменят свое поведение отношение к адвокатам, людям. Стремления адвокатов эффективно и профессионально защитить права клиента должны быть оправданы, а право каждого человека на защиту – реализовано, так как, каждый человек, – наивысшая ценность, а поэтому благородная миссия адвоката должна быть выполнена.




вернуться к списку